Налоги с 2027 года – какие обязанности могут появиться у банков и маркетплейсов
В сентябре 2026 года на общественное обсуждение вынесли проект поправок в Налоговый кодекс, часть которых предлагают ввести с 2027 года, передает «24KZ».
Что может измениться для бизнеса и банков?
Новый Налоговый кодекс уже изменил подход к налоговому администрированию: КГД получает данные от банков, интернет-площадок и других участников рынка. Теперь предлагается расширить действующие механизмы контроля, а банкам и цифровым платформам передать дополнительные обязанности, сообщает Раушан Тасшоинова, эксперт Qazaq Expert Club, налоговый консультант.
Одна из поправок касается самозанятых. Сейчас при работе через интернет-платформы часть их обязательств исполняет налоговый агент — оператор платформы. Проект предлагает подключить к этому механизму банки. Если самозанятый получает безналичную оплату за выполненную работу или оказанную услугу, банк будет удерживать и перечислять предусмотренные налоги и социальные платежи. Самозанятому придётся проводить меньше платежей самостоятельно, а риск пропустить срок снизится.
Изменения затронут и торговлю через интернет-площадки. Если иностранный продавец продаёт товар казахстанскому покупателю через площадку — резидента Казахстана, проект предлагает возложить уплату НДС на эту площадку. Такая же норма предусмотрена для электронных услуг.
Это может сократить разницу в налогообложении между казахстанскими и иностранными продавцами. При этом часть предложений иностранных продавцов может подорожать, если дополнительные расходы будут включены в цену.
Ещё одна поправка касается банковской информации. КГД уже может запрашивать сведения о счетах, остатках и движении денег бизнеса при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом. Для задолженности, не погашенной в течение двух месяцев, проект предлагает снизить порог такого запроса с 2 500 до 45 МРП. Механизм остаётся прежним, но применяться сможет при значительно меньшей сумме долга.
Для онлайн-продавцов предусмотрен и новый инструмент контроля. Сейчас статья 89 Налогового кодекса позволяет в установленных случаях ограничивать доступ к интернет-ресурсам и площадкам иностранных компаний. Проект предлагает добавить статью 89-1: если продавец не исполнит определённое уведомление налогового органа, КГД сможет принять решение о приостановлении продаж через интернет-ресурс или площадку. Исполнить это решение должен будет их владелец. Новая норма не ограничивается иностранными продавцами.
Предлагается расширить и основания для *приостановления выписки электронных счетов-фактур.^ Такая мера уже есть в Налоговом кодексе; проект добавляет, в частности, задолженность выше установленного предела, не погашенную более шести месяцев.
Для бизнеса это означает, что неустранённые нарушения и долги могут быстрее отразиться на текущей работе. Приостановление выписки ЭСФ осложнит оформление сделок, а решение по статье 89-1 может временно остановить онлайн-продажи.
Проект содержит и упрощения. Отдельное заявление о прекращении деятельности ИП предлагают отменить, возврат госпошлины в предусмотренных случаях — проводить без заявления, а часть платежей самозанятых — удерживать и перечислять через банки.
По мере того как КГД получает больше информации из разных источников, бизнесу становится важнее следить за согласованностью данных учёта, ЭСФ, банковских операций и интернет-площадок. Расхождения могут обнаружиться ещё до налоговой проверки.
Таким образом, проект одновременно сокращает часть рутинных действий для налогоплательщиков и усиливает контроль за операциями бизнеса. Пока поправки находятся на рассмотрении, их содержание и сроки вступления в силу ещё могут измениться.
Подписывайтесь на Telegram-канал «24KZ».