Купить или копить: школьников учат распоряжаться деньгами
Как правильно копить, зачем нужен семейный бюджет и что делать, если вам пришло подозрительное сообщение от «банка»? Ответы на эти вопросы теперь ищут школьники в рамках нового пилотного проекта по повышению финансовой грамотности. В Казахстане он реализуется с третьей четверти в 6 школах, передает «24KZ». Проект разработан Академией международного финансового центра.
Теперь казахстанских школьников учат не только вычитать и умножать, но и копить и экономить. Финансовая грамотность – предмет, скорее, экспериментальный, поэтому специально обученных педагогов пока нет. Здесь его преподают учителя математики и географии. Они используют зарубежные методики, переводят материалы и адаптируют их для учеников.
Динара Сагадатова, директор школы:
- Я сама в этом плане не финансист, но я просто говорю: давайте попробуем, что бы мы изучили и посмотрели. У меня есть коллеги, которые мне помогают, у нас даже бухгалтер школы вникает в эти вопросы. Уровень преподавания финансовой грамоты на данный момент сильно зависит от того, насколько ты готов сидеть и искать информацию, адаптировать, вникать во всё это.
Как сэкономить карманные деньги или распознать мошеннические схемы. На уроках школьники решают интерактивные задания, участвуют в играх. Методики все зарубежные, пришлось переводить, отечественной программы пока нет.
Динара Сагадатова, директор школы:
- Я ощущаю нехватку именно образовательного контента по финансовой грамотности в казахстанском сегменте. Даже в интернете, когда ищешь, очень много информации находится в международных программах, например, на английском языке.
В развитых странах финансовую грамотность изучают с 5-го класса. В Казахстане проект пока рассчитан на старшеклассников, причём всего один урок в неделю. В следующем году количество часов и школ-участниц обещают увеличить.
Таир Тастемиров, ученик 8-го класса:
- После экономики я узнал, что лучше распределять свой финансовый доход на месяц сразу. Теперь я коплю деньги на будущее для своих вещей, например, на новый телефон или компьютер.
Нурали Мираев, ученик 8-го класса:
- Научился грамотно финансировать, понимать, что мне нужно и что я могу купить попозже.
Инжу Султанова, ученица 8-го класса:
- Я изначально думаю, а потом покупаю. Потому что именно с уроком дается понятие, как важны деньги в нашей жизни.
Внедрение финансовой грамотности в школьную программу – это инвестиция в будущее поколение, считают разработчики проекта. Дети учатся разумно управлять деньгами, избегать долговых ловушек и принимать осознанные финансовые решения.
Нурсая Эльбрусова, корреспондент:
- Соблазн потратить карманные деньги у подростков есть всегда. Ну, как быть в буфете и не купить себе пирожное, шоколадку или жвачку на крайний случай. Конечно, можно экономить. Это ведь не значит отказывать себе во всём, а всего лишь тратить с умом. Иногда можно себя и побаловать.
Авторы: Нурсая Эльбрусова, Канат Махмудов.