Лекарство от радиации создают казахстанские учёные

Лекарство, блокирующее лучи радиации, создают учёные Казахского медицинского университета имени Асфендиярова. Отечественный препарат разрабатывают на основе аминокапроновой кислоты. Она известна ещё с середины прошлого века как средство против кровотечений. Но её новые свойства алматинские исследователи обнаружили только недавно, рассказывает корреспондент «Хабар 24».

Тимур и его команда. Так, почти по-гайдаровски, называют коллеги группу учёных, создающих лекарство от радиации. Тимур Салиев со своими коллегами на протяжении вот уже семи лет занимается изучением полезных свойств аминокапроновой кислоты. Данный препарат используется при хирургических операциях для остановки кровотечения. И вот однажды, совершенно неожиданно, учёные обнаружили у этой кислоты новое качество. Химическое соединение не подвергается радиационному облучению. За открытием сразу же последовали эксперименты на человеческих клетках.

Тимур Салиев, учёный:

- Мы взяли различные виды контролей и также сделали группу экспериментальную. То есть часть группы получала препарат до облучения. Другая группа - после облучения. А третья группа получала и до, и после облучения. Та группа, которая получала до и после облучения, у них было минимальное поражение клеток ДНК. Те, которые получали и до, и после - вообще не погибли. ДНК у них было полностью сохранено.

В ходе эксперимента ученые открыли еще два полезных свойства. Первое – это антирадикальная активность. То есть аминокапроновая кислота способна разрушать свободные радикалы и продлевать людям не только молодость, но и жизнь. Созданный на ее основе препарат может даже успешно предотвращать болезнь Альцгеймера.

Тимур Салиев, учёный:

- Потом мы обнаружили, что этот препарат останавливает апоптоз. Апоптоз - это запрограммированная смерть клеток.

Но основательно ученые пока работают над антирадиационным препаратом. Недавно получили патент на его создание. Разработка лекарства состоит из 4-х фаз. Тимур и его команда благополучно перешли уже к третьему этапу.

Тимур Салиев, учёный:

- На самом деле, на данный момент, насколько нам известно, не существуют официальные радиопротекторы. То есть - препаратов, которые могут защищать стопроцентно всё тело, все клетки от радиации. Обычно дается препарат йода, чтобы щитовидная железа не была повреждена как результат радиации. И всё.

Сам Тимур считает, что их препарат в будущем могут использовать в виде профилактики работники атомных электростанций или люди, которые случайно подверглись определенной облучению.

Авторы: Гафу Кыдыр, Валентин Лобанов