Казахстанские ученые выиграли грант Евросоюза

Свой вклад в борьбу с болезнями Альцгеймера и Паркинсона вносят ученые из Кызылорды, сообщает корреспондент «Хабар 24». Они вошли в группу разработчиков лекарства, аналогов которому в мире на данный момент нет. Проект местных новаторов выиграл грант Европейского союза. Это научное достижение по праву можно назвать крупнейшим в регионе за годы независимости.

Кристина Алмаскызы, корреспондент:

- Ежегодно в Кызылординской области отводят под рис до 90 тысяч гектаров полей. После переработки зерна остаются тысячи тонн рисовой шелухи, которую затем просто сжигают. Однако ученые нашли экологичные способы ее применения. К примеру, из рисовых отходов можно получить целлюлозу для изготовления бумаги. Или применять в промышленных целях, к примеру, в машиностроении.

Одна из 15 высокотехнологичных лабораторий инженерно-технического профиля. Открыли ее в 2009 году. Молодые специалисты теорию здесь применяют на практике. Ряд научных открытий в этих стенах сделал и ученый-химик Нурбол Аппазов. Одно из них – эффективный способ переработки нефти из нефтяного шлама.

Нурбол Аппазов, профессор Кызылординского университета имени Коркыт ата:

- По нашей технологии по заказу кызылординского предприятия в Германии собрали установку по переработке нефтяных отходов. Сейчас она уже работает на нефтяном месторождении. Разработки других ученых были признаны нерентабельными. Наш метод – самый экономичный, поэтому именно его внедрили в производство.

Кроме того, местных специалистов привлекают к крупным международным проектам. Группа ученых выиграла грант Европейского союза на 130 тысяч евро для участия в разработке лекарств против болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Нурбол Аппазов, профессор Кызылординского университета имени Коркыт ата:

- Мы извлекли биологически активные вещества из верблюжьей колючки. Наши исследования показали, что это растение обладает ценными свойствами, которые можно применять для лечения начальных форм атеросклероза. Участие в проекте принимают ученые из Казахстана, Португалии, Нидерландов, Дании, Украины, Беларуси и России. Нам доверили казахстанскую часть.

Рис – основной бренд региона. За годы независимости кызылординские ученые вывели 8 новых сортов культуры. Они адаптированы к местным климатическим условиям, при этом зерно высокого качества. Два из них – «Айгерим» и «Сыр сулуы» – уже растут на полях области.

Курманбек Бакиров, доктор сельскохозяйственных наук:

- Наши сорта обладают мировыми стандартами. Зерна крупные, прозрачные. При этом они раннеспелые и менее влагоемкие.

За последние три года в международных научных изданиях опубликованы 226 статей кызылординских ученых. Запатентованы 60 уникальных разработок. В ближайшие пять лет  планируют коммерциализировать 13 инновационных проектов. Всё это говорит о высоком потенциале местных новаторов и их признании на международной арене.

Гульмира Абызбекова, кандидат химических наук:

- В нашей лаборатории имеются современные приборы для проведения химических и биологических исследований. Большое внимание уделяем экологии. Мы разрабатываем новые методы очистки воды, воздуха, почвы и обработки растений.

Растет и достойная смена. За последние 10 лет проекты около 500 юных исследователей завоевали призовые места на международных и республиканских предметных олимпиадах. Это значит, что в будущем нас ждет еще немало интересных и полезных открытий.

Авторы: Кристина Алмаскызы, Альхайдар Турлыханов.