Вирусологи рассказали, почему коронавирус на столько заразен

Вирусологи рассказали, почему коронавирус на столько заразен

Новый коронавирус сочетает в себе свойства двух других родственных коронавирусов, один из которых имел высокую степень летальности, а второй был крайне заразен, сообщает korrespondent.net.

Ученые из США изучили структуру коронавируса SARS-CoV-2 и обнаружили особенности, которые, по их мнению, объясняют, почему патоген так быстро распространяется между людьми. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Molecular Biology.

Чтобы понять, почему новый коронавирус SARS-CoV-2 такой заразный, биологи из Корнеллского университета сравнили его структуру с известными ранее коронавирусами человека.

Авторы исследования отмечают, что, несмотря на то что SARS-CoV-2 по своему строению очень похож на SARS-CoV-1, который впервые был зафиксирован у людей в 2003 году, - 86 процентов их геномной последовательности совпадают, - у него есть черты, схожие с доброкачественным человеческим коронавирусом HCoV-HKU1.

При этом SARS-CoV-1 обладает крайне высокой летальностью - около десяти процентов, - но не очень быстро распространяется, а HCoV-HKU1, хоть и относительно безвредный, но высококонтагиозный, то есть заразный. Ученые считают, что именно сочетание свойств этих двух вирусов делает SARS-CoV-2 таким опасным.

Исследователи также обнаружили в структуре спайкового белка нового коронавируса - элемента структуры, отвечающего за проникновение вируса в клетку, - особую петлю, сложенную последовательностью из четырех аминокислот, которая не встречается в других известных человеческих коронавирусах.

Из спайкового белка, или S-белка, сложены шипы на поверхности коронавируса, с помощью которых он прикрепляется к рецепторам здоровых клеток. Наличие структурной петли позволяет вирусу крепче держаться на поверхности клетки, что обеспечивает его гарантированное проникновение. Авторы отмечают, что S-белок нового коронавируса связывается с рецепторами клеток почти в десять раз плотнее, чем спайковый белок вируса SARS-CoV-1.

«У SARS-CoV-2 странное сочетание обоих свойств - летальности и контагиозности. Мы предполагаем, что структурная петля очень важна для передачи вируса или его стабильности, или для того и другого», - приводятся в пресс-релизе университета слова руководителя исследования, профессора вирусологии Гари Уиттакера.