В простуде заподозрили защитника от коронавируса

EPA-EFE RUNGROJ YONGRIT

Перенесенная ранее простуда заставляет врожденный иммунитет активнее реагировать на коронавирус нового типа. К таким выводам пришли американские биологи, сообщает ТАСС.

Статью биологов опубликовал Journal of Experimental Medicine.

Из более ранних исследований известно, что простуда может снижать вероятность заболеть гриппом. Ученые считают, что это связано с тем, что простуда активирует врожденную иммунную систему человека. Это мешает вирусу гриппа проникать в организм еще больного или недавно переболевшего человека.

Еще осенью прошлого года несколько групп биологов обнаружили, что нечто похожее может происходить и при заражении коронавирусом нового типа. Поэтому доцент Йельского университета Эллен Фоксмэн и ее коллеги решили изучить, как SARS-CoV-2 размножается вскоре после попадания в организм человека.

Для этого биологи вырастили культуры клеток легких и слизистой оболочки носа и обработали половину из них частицами вируса простуды. Когда все его следы исчезли, ученые ввели в культуры клеток немного частиц коронавируса и проследили за тем, как он распространялся.

Оказалось, что после простуды врожденная иммунная система стала реагировать на коронавирус совершенно не так, как прежде. До этого в первые три дня после появления SARS-CoV-2 в питательной среде клетки легких практически не мешали коронавирусу размножаться. В результате количество зараженных телец быстро росло: их число удваиваясь каждые шесть часов.

Простуда заставила культуру клеток активно противодействовать SARS-CoV-2 практически сразу после их появления в питательной среде. Это значительно замедлило инфекцию и в некоторых случаях полностью остановило ее. Аналогичные результаты ученые получили при анализе образцов тканей 140 пациентов, часть из которых перенесла простуду перед попаданием в больницу с подозрением на COVID-19.

Дальнейшие наблюдения показали, что необычная стойкость клеток к SARS-CoV-2 была связана с тем, что перенесенная простуда заставила клетки легких активнее вырабатывать интерфероны, белки врожденной иммунной системы. Они могут соединяться со многими вирусами и нейтрализовать их частицы. Нечто похожее, по мнению исследователей, происходит и в случае с вирусом гриппа.

Фоксмэн и ее коллеги надеются, что дальнейшее изучение взаимодействий врожденного иммунитета и простуды позволит понять, как можно искусственно вызвать эту реакцию и предотвратить появление опасных побочных эффектов, которые нередко возникают при использовании искусственных аналогов интерферонов для лечения тяжелых форм COVID-19.