Казахстанские учёные будут участвовать в эксперименте Европейского Центра ядерных исследований

• UPD: 10:05, 29.08.2019

Казахстанские учёные будут участвовать в одном из крупных экспериментов Европейского Центра ядерных исследований, сообщает корреспондент «Хабар 24».

Речь идёт о работе на Большом адронном коллайдере в Швейцарии. Об этом стало известно в Алматы на ежегодной встрече физиков-ядерщиков. Цель исследований – изучение теории большого взрыва и строения вселенной. Это лишь малая часть вклада казахстанских специалистов в сферу применения «мирного атома».

Казахстанский институт ядерной физики на неделю стал главной площадкой для встреч мировых светил науки. Авторитетные эксперты крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий ЦЕРН, а также учёные из Казахстана, России, США, Японии и стран Евросоюза рассказали молодым коллегам о применении ядерных технологий в мирных целях. По словам спикеров, в современном мире, как во вселенной – почти нет пределов для отраслей применения ядерной энергии.

Насурлла Буртебаев, заместитель генерального директора Института ядерной физики:

- Развитие и создание новых композиционных материалов. Это тоже возможно с использованием ядерных технологий. Создавать те материалы, которых не существует в природе. Например, очень прочные поверхности, которые выдерживают высокий уровень радиации  и температуру. Коррозийно – стойкий. Их можно использовать в большинстве наших отдельных отраслей.

Особый интерес учёных вызвало исследование теории большого взрыва и происхождения вселенной. Сейчас в Швейцарии на андронном коллайдере работают тысячи людей. В том числе и казахстанские физики. Богатый опыт отечественных учёных может сыграть важную роль для достижения лучших результатов и мировых открытий.

Кристоф Шефер, советник отдела Европейского центра ядерных исследований:

- Европейский Центр ядерных исследований  приглашает казахстанских учёных принимать участи в одном из четырех  крупных экспериментов, связанным с работой большого андронного коллайдера. В первую очередь ЦЕРН заинтересован в инженерах для работы с выстраиванием инфраструктуры.

Кстати, достижения в области ядерных технологий помогают и развитию современной медицины. Совместно с казахстанскими физиками-ядерщиками учёным удалось создать изотопы, которые способны с высокой точностью отражать малейшие изменения в организме человека. Эти препараты позволяют выявлять на ранней стадии и эффективно бороться с онкологическими заболеваниями.

Ян Кулка, сотрудник университета науки и технологий:

- В томографии изотопы используются для диагностики заболевания. Но существуют и другие группы изотопов, которые используются для «брахитерапии». Это когда изотоп помещается в тело конкретного человека для облучения. И здесь очень важно иметь маломощные реакторы, которые могут производить такого рода изотопы.

Ядерная физика не терпит невежества, говорят эксперты. Малейшая ошибка может обернуться большой трагедией. Поэтому необходима предельная чёткость. А самое главное, что отмечают светила науки, – использование мирного атома весьма и весьма перспективное направление. Ведущие мировые вузы готовы даже сами инвестировать в обучение физиков-ядерщиков, которым ещё только предстоит сделать самые невероятные открытия.

Авторы: Владимир Бовкис, Сержан Жумабаев